fbpx

Нейропсихолог

Нейропсихология зародилась при восстановлении утраченных функций мозга после травм и ранений еще в прошлом столетии. Именно для взрослых были разработаны все классические пробы и лишь в последние десятилетия XX века нейропсихология перетекла и на работу с детьми. С ростом количества тяжелых детей нейропсихология становится все более востребованной в среде специалистов и родителей. Однако, важно понимать, что во взрослом возрасте в головном мозге наблюдается четкая локализация функций, у детей же она пока не сформирована и любое нарушение имеет разлитой характер, а именно любая незрелая функция влияет на множество других, задерживая и их развитие тоже. Это безусловно влияет на коррекционную работу нейропсихолога, он работает со всеми звеньями цепи, простраивая свою работу не только от низших функций к высшим, но и наоборот, оказывая более целостное влияние, не упуская при этом сензитивные периоды. Именно поэтому важны и работа с телом, и развитие когнитивных функций.

Нейропсихолог в Тюмени – это уже не новое направление, оно доказало свою эффективность, однако не все родители знакомы с этим направлением. Нейропсихолог – это базовый специалист для работы с тяжелыми детьми, чаще именно он готовит фундамент для последующей работы логопеда и других специалистов. В классике нейропсихолог начинает работать с детками от 4х лет, но сейчас большинство специалистов берут в работу деток значительно младше. Часто уже в 2-3 года видно, что коррекция необходима и лучше начать в этом возрасте. В нашем центре в коррекции находятся дети от 1 года до 14.

 

Кому необходим нейропсихолог:

— при когнитивных снижениях;

— дефиците внимания и гиперактивности;

— при речевых и психических задержках развития;

— при поведенческих и психических растройствах;

— при школьных трудностях;

— при генетических нарушениях;

— при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

 

Какие особенности ребенка могут натолкнуть взрослого отвести его на нейропсихологическую диагностику:

— не понимает взрослых;

— не откликается на свое имя;

— плохая динамика на занятиях у логопеда;

— моторно неловкий;

— гиперактивность или излишняя медлительность;

— постоянная импульсивность (старше 3 лет);

— в сравнении с другими детьми, не так хорошо развит;

— трудно концентрируется на одном деле;

— не умеет играть, играет однотипно;

— остро реагирует, либо реагирует с задержкой на громкие звуки, сильные запахи, одежду, яркий свет;

— очень быстро истощается;

— плохая память, внимание или концентрация;

— не может обобщать, систематизировать, подбирать пару по конкретному ряду, выстраивать ритмический ряд;

— путает право и лево (старше 6 лет);

— зеркальное написание или замена букв по акустической близости;

— трудности в овладении письмом и чтением;

— трудности в обучении;

— не может найти контакт с детьми в школе;

— не может самостоятельно выполнять домашнее задание;

— не может самостоятельно дойти до школы или обратно (со второго класса доехать на одном автобусе).

 

Самое интересное, что у нейропсихологии нет своих коррекционных упражнений, но она впитала в себя все самое нужное и лучшее из дефектологии, логопедии, психологии, педагогической кинезиологии, АФК, ЛФК. Единственные инструменты, которые по праву считаются нейропсихологическими – это балансиры ручные и ножные, но и их уже активно используют логопеды и дефектологи. Отдельно сейчас можно выделить уникальные телесную терапию и сенсорную интеграцию, которые часто в каком-то объеме включены в работу нейропсихолога. Но они столь объемны и уникальны, что заслуживают отдельного внимания и времени на коррекцию по ним.

 

Над какими аспектами работает нейропсихолог?

— чувствование ребенком своего тела и умение им владеть;

— развитие памяти, внимания, концентрации, мышления;

— работа над переключаемостью;

— развитие моторной ловкости и координации;

— улучшение межполушарного взаимодействия;

— убыстрение скорости сенсорного ответа и проведения нервных импульсов всех модальностей;

— улучшение работы вестибулярной системы;

— улучшение баланса восприятия глубокой и поверхностной чувствительности;

— нормализация восприятия всех сенсорных систем;

— работа над центральным и периферическим зрениями;

— работа по улучшению зрительного и цветового гнозиса;

— развитие темпа-ритма и фонематики;

— отработки механизма упреждающего синтеза;

— работа над классификацией, систематизацией, обобщением.

 

Большинство диагностических альбомов рассчитаны на старших дошкольников и школьников, в диагностике малышей используется объемный диагностический материал, который подается ребенку в формате игры. Нейропсихолог смотрит не только высшие психические функции, но и как ребенок взаимодействует с педагогом, с мамой, с окружающей обстановкой, как адаптируется и вступает во взаимодействие. Это говорит о зрелости головного мозга не меньше, чем сами пробы. Важно оценить моторное развитие ребенка и собрать анамнез для видения полной картины.

 

С какими запросами чаще всего обращаются в нашем детском центре к нейропсихологам?

— ребенок не говорит, но все понимает;

— ребенок не реагирует на просьбы, не откликается на имя, но слух в норме;

— ребенок все время бегает, убегает на улице, кидается на дорогу, спрыгивает с карусели в момент движения;

— ребенок очень часто впадает в истерики, не слушается, капризничает;

— ребенок очень часто отвлекается, больше 30 секунд ничем не может заниматься;

— ребенок совсем «не видит» куда идет, сносит все углы, весь в синяках;

— учитель все время ругает в школе, ребенок не справляется, ошибки на письме, не успевает выполнять задания, попадает в конфликтные ситуации в школе, не может себя сдерживать;

— ребенок очень быстро устает, истощается (все анализы в норме);

— остро реагирует на шумы, одежду, запахи;

— путает право и лево, не может выучить цвета, дни недели, не запоминает буквы.

 

Нейропсихолог оценивает функциональную зрелость отделов головного мозга, выявляет состояние моторного и когнитивного развития (память, внимание, речь, мышление, развитие навыков письма, счета, чтения), межполушарной асимметрии и взаимодействия, функций переключения и саморегуляции. Также оценивает скорость прохождения нервного импульса, глубокой и поверхностной чувствительности (проприоцептивной и тактильной), наличие проблем обработки других сенсорных систем (вестибулярной, слуховой, зрительной, обонятельной, вкусовой).

Исходя из выявленных особенностей прописывается программа по восстановлению и развитию слабых функциональных звеньев.

Все нейропсихологические упражнения направлены на восстановление и развитие структур головного мозга, улучшение владением телом, улучшение когнитивных и, в особенности, речевых функций. Как следствие улучшение коммуникативных функций, психологического состояния ребенка и поведения.

Работа нейропсихолога отражается на всех аспектах жизни ребенка, даже тех, о которых родители не предполагали, но важна систематическая работа. Часто в районе 8-16 занятия у ребенка происходит откат, это обусловлено перестройкой нервной системы, затем все нормализуется и улучшается.

Записаться

 


×