На данный момент сенсорная интеграция – это один из лучших методов коррекции детей с особенностями развития. Этот метод позволяет работать с самыми сложными детьми, с которыми невозможно работать в других методах. Учитывая сложность детей, которые приходят к нам в центр – сенсорная интеграция – это наша база в коррекционной работе, без которой другим специалистам гораздо сложнее работать.
Очень многие дети не чувствуют свое тело
Звучит на первый взгляд абсурдно, но это факт, на своих занятиях мы сталкиваемся с этим ежедневно. Ребенок не владеет своим телом, не может совершать точные действия, задевает других людей и предметы при движении, без зрительной опоры он не всегда может точно найти необходимые части на своем теле, такие дети быстро истощаются, не могут стоять и сидеть ровно, неподвижно удерживать конечности даже несколько секунд, не могут напрячь только одну конечность без участия второй или всего тела. Из-за того, что они не чувствуют свое тело, они совершают много лишних движений, кажутся суетливыми, поведение может выглядеть как при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.
Почти всегда это отражается на всех сенсорных сферах, но проявляется по-разному: кто-то избегает сильных воздействий, а кто-то находится в постоянном поиске ощущений. Но большинство родителей не видит этих трудностей и не понимает на сколько они серьезны.
При этом, всегда наслаиваются более очевидные проблемы: коммуникативные проблемы, невозможность придерживаться правил поведения и удерживать границы дозволенного самостоятельно, а самое опасное, что часто присутствуют задержки развития и проблемы с речью.
Как решить эти проблемы? Только долгой и планомерной работой.
Большинство детей компенсируется спортом, конкретных рекомендаций не дадим, все зависит от проблем ребенка. Когда нарушение серьезное, то и подход чаще требуется более серьезным, с данной проблемой работает лечебная и адаптивная физкультуры, нейропсихологи, но лучше всего помогают телесная терапия и сенсорная интеграция.
Более 75% детей дошкольного возраста имеют речевые и другие нарушения развития, из них у 70% прослеживаются вестибулярные нарушения и нарушения сенсорной модуляции (обработка поступающей информации от сенсорных систем). Теория сенсорной интеграции базируется на разработках советской нейропсихологии, однако пришла к нам из Европы. Она разработана Э. Джин Айрес в шестидесятые годы 20-го века, но развиваться в России стала только в последнее десятилетие.
Работа строится через три основных сенсорных системы: вестибулярную, тактильную и проприоцептивную. Для реализации данного направления необходимо специализированное подвесное оборудование и дополнительно оборудование для развития вестибулярной и проприоцептивной системы. Учитывая коморбидность нарушений, для более эффективной работы, мы дополнительно закупили утяжелители (жилеты, одеяла), направленные на повышение чувствования ребенком своего тела. Через тактильное и мышечное ощущение происходит простраивание своего собственного «Я» и ощущение своей личности, что является неотъемлемой частью начала речи, формирования игровой деятельности и развития мышления и ВПФ.
На протяжении нескольких лет мы активно изучали теорию сенсорной интеграции, мы продумали максимально эффективное и результативное оборудование, проштудировали уйму производителей и книг с конкретными рекомендациями, мы изучили опыт практикующих специалистов по организации пространства и обобщили все это с собственными знаниями об особенностях и специфике работы с нашими ребятишками. Именно поэтому наша комната включает все необходимое оборудование для работы с сенсорными нарушениями:
— бревно;
— гамак;
— бочка;
— канатоходец;
— платформа;
— тоннель;
— балансиры;
— утяжелители;
— яйцо Кислинг;
— чулки и др.
На развитие каких аспектов направлена сенсорная интеграция?
Формирование ощущения своего тела
Развитие вестибулярных ощущений, координации, баланса и моторной ловкости
Развитие межполушарных связей
Улучшение концентрации, внимания и работы всех высших психических функций
Улучшение работы крупной и мелкой моторики
Результаты сенсорной интеграции:
— улучшение вестибулярной обработки;
— улучшение и нормализация тонуса;
— улучшение или нормализация обработки всех сенсорных стимулов;
— запуск и развитие речи;
— улучшение чувствования своего тела;
— увеличение скорости прохождения нервного импульса;
— нормализация стволовых нарушений;
— улучшение внимания, памяти, концентрации, мышления;
— нормализация эмоционально-волевой сферы;
— повышение мотивации;
— расширение поля зрения.
Чем уникальна сенсорная интеграция?
— специальное подвесное оборудование, максимально направленное на улучшение вестибулярной и проприоцептивных сенсорных систем и последующей нормализацией всех остальных;
— максимальное включение позотонических мышц;
— одна из эффективнейших методик по улучшению работы Энергетического блока (по А.Р. Лурия), следовательно, улучшение работы всех высших психических функций;
— максимальное включение всех сенсорных систем за счет их включения в ходе занятия (обонятельной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, зрительной, вестибулярной);
— максимально эффективная методика для работы с детьми с СДВГ, РАС, РДА, ЗПР, УО и др.
— уменьшение стереотипий, аутостимуляций, расторможенности, гиперактивности, истощаемости;
— более эффективная коррекция крупной и мелкой моторики в сравнении с другими методиками.
Кому показаны занятия в сенсорной комнате?
Детям с сенсорными нарушениями
Детям с моторными нарушениями
Детям с РАС и РДА
Детям с речевыми нарушениями
Детям с СДВГ и нарушениями внимания
Детям с интеллектуальными нарушениями
Детям с поведенческими трудностями, страхами, тревогами, агрессией
Ниже мы подготовили для вас описание нескольких из наших материалов для сенсорной комнаты
Яйцо Кислинг
Изобретено Улой Кислинг, эрготерапевтом и специалистом по сенсорной интеграции (на мой субъективный взгляд, ею написана самая вдохновляющая книга по сенсорной интеграции, всем советую).
Считается, что яйцо ассоциируется с утробой матери, и ребенок, находясь в нем, чувствует себя защищенным, уходит тревожность, яйцо помогает успокоиться, прожить эмоции, настроиться на рабочий лад, что важно не только для деток с сенсорными нарушениями, СДВГ или аутизмом, но и для любого ребенка.
Очень интересно, что почти никто из детей не боится в него залазить, хотя туннель, который видно насквозь, более 30 процентов детей до 3-х лет лишь после 8 занятия относительно спокойно преодолевают.
Дети гораздо умнее взрослых – чем тяжелее сенсорные нарушения у ребенка, тем сложнее он выходит из яйца (в большинстве случаев).
Идеально подходит для проработки вестибулярной системы и глубокой чувствительности. Особенно хорошо налаживается контакт у ребенка с папами, которых мы просим помочь покачать (дома не каждый согласится, а педагогу трудно отказать помочь, зато какое качественное взаимодействие и эмоции).
Даже неговорящие дети четко дают понять, какого воздействия им сейчас хочется: успокаивающего или встряски.
Если вам тоже захотелось испытать эти ощущения, то знайте, что продаются яйца больших размеров 😉
Утяжеленное одеяло, утяжеленный жилет, шарф или утяжелители на ноги — наши палочки-выручалочки на занятиях с детками с нарушением внимания, гиперактивными, с тревожностью, с психологическими проблемами, с теми, кто плохо чувствует своё тело или не умеет им качественно владеть.
Принято считать, что эти пособия для нейропсихологических занятий, но у нас занимается много сложных деток, к которым требуется особый подход на всех занятиях, почти у всех из них присутствуют сенсорные нарушения в той или иной степени, и как это бывает в среде сильных специалистов: пособия, купленные для одного направления, очень быстро мигрируют в другие кабинеты. Понятно, что специфика использования на разных занятиях различается, но главное – результат.
Волшебный пример: занятие у группы по подготовке к школе (те, кто пойдет уже в этом году в школу). Детям нужно пройти по досточке длиной полтора метра, но большая часть группы не может справиться с этим заданием. На них надевают жилеты и утяжелители – пройти получается у всех! В чем волшебство? За счет дополнительного веса сильнее включились мышцы тела, ребенок их почувствовал и при каждом движении сигнал в мозг и обратно приходил более точный, что позволило сконцентрировать внимание на своих ощущениях и справиться с непосильным ранее заданием. В дальнейшем мозг научается справляться и без помощи.
Для примера распишем несколько игр с утяжеленным одеялом:
— обжимания;
— растяжки;
— ползание;
— крутилки типа бревнышка;
— закручивания;
— выбирания;
— раскачиваться или удерживаться при перемещении одеяла.
За счет всех этих упражнений отлично простраиваются глубокие мышцы, мышцы стабилизаторы и разгибатели.