Нейропсихология зародилась при восстановлении утраченных функций мозга после травм и ранений еще в прошлом столетии. Именно для взрослых были разработаны все классические пробы и лишь в последние десятилетия XX века нейропсихология перетекла и на работу с детьми. С ростом количества тяжелых детей нейропсихология становится все более востребованной в среде специалистов и родителей. Однако, важно понимать, что во взрослом возрасте в головном мозге наблюдается четкая локализация функций, у детей же она пока не сформирована и любое нарушение имеет разлитой характер, а именно любая незрелая функция влияет на множество других, задерживая и их развитие тоже. Это безусловно влияет на коррекционную работу нейропсихолога, он работает со всеми звеньями цепи, простраивая свою работу не только от низших функций к высшим, но и наоборот, оказывая более целостное влияние, не упуская при этом сензитивные периоды. Именно поэтому важны и работа с телом, и развитие когнитивных функций.
Нейропсихолог в Тюмени – это уже не новое направление, оно доказало свою эффективность, однако не все родители знакомы с этим направлением. Нейропсихолог – это базовый специалист для работы с тяжелыми детьми, чаще именно он готовит фундамент для последующей работы логопеда и других специалистов. В классике нейропсихолог начинает работать с детками от 4х лет, но сейчас большинство специалистов берут в работу деток значительно младше. Часто уже в 2-3 года видно, что коррекция необходима и лучше начать в этом возрасте. В нашем центре в коррекции находятся дети от 1 года до 14.
Кому необходим нейропсихолог:
— при когнитивных снижениях;
— дефиците внимания и гиперактивности;
— при речевых и психических задержках развития;
— при поведенческих и психических растройствах;
— при школьных трудностях;
— при генетических нарушениях;
— при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Какие особенности ребенка могут натолкнуть взрослого отвести его на нейропсихологическую диагностику:
— не понимает взрослых;
— не откликается на свое имя;
— плохая динамика на занятиях у логопеда;
— моторно неловкий;
— гиперактивность или излишняя медлительность;
— постоянная импульсивность (старше 3 лет);
— в сравнении с другими детьми, не так хорошо развит;
— трудно концентрируется на одном деле;
— не умеет играть, играет однотипно;
— остро реагирует, либо реагирует с задержкой на громкие звуки, сильные запахи, одежду, яркий свет;
— очень быстро истощается;
— плохая память, внимание или концентрация;
— не может обобщать, систематизировать, подбирать пару по конкретному ряду, выстраивать ритмический ряд;
— путает право и лево (старше 6 лет);
— зеркальное написание или замена букв по акустической близости;
— трудности в овладении письмом и чтением;
— трудности в обучении;
— не может найти контакт с детьми в школе;
— не может самостоятельно выполнять домашнее задание;
— не может самостоятельно дойти до школы или обратно (со второго класса доехать на одном автобусе).
Самое интересное, что у нейропсихологии нет своих коррекционных упражнений, но она впитала в себя все самое нужное и лучшее из дефектологии, логопедии, психологии, педагогической кинезиологии, АФК, ЛФК. Единственные инструменты, которые по праву считаются нейропсихологическими – это балансиры ручные и ножные, но и их уже активно используют логопеды и дефектологи. Отдельно сейчас можно выделить уникальные телесную терапию и сенсорную интеграцию, которые часто в каком-то объеме включены в работу нейропсихолога. Но они столь объемны и уникальны, что заслуживают отдельного внимания и времени на коррекцию по ним.
Над какими аспектами работает нейропсихолог?
— чувствование ребенком своего тела и умение им владеть;
— развитие памяти, внимания, концентрации, мышления;
— работа над переключаемостью;
— развитие моторной ловкости и координации;
— улучшение межполушарного взаимодействия;
— убыстрение скорости сенсорного ответа и проведения нервных импульсов всех модальностей;
— улучшение работы вестибулярной системы;
— улучшение баланса восприятия глубокой и поверхностной чувствительности;
— нормализация восприятия всех сенсорных систем;
— работа над центральным и периферическим зрениями;
— работа по улучшению зрительного и цветового гнозиса;
— развитие темпа-ритма и фонематики;
— отработки механизма упреждающего синтеза;
— работа над классификацией, систематизацией, обобщением.
Большинство диагностических альбомов рассчитаны на старших дошкольников и школьников, в диагностике малышей используется объемный диагностический материал, который подается ребенку в формате игры. Нейропсихолог смотрит не только высшие психические функции, но и как ребенок взаимодействует с педагогом, с мамой, с окружающей обстановкой, как адаптируется и вступает во взаимодействие. Это говорит о зрелости головного мозга не меньше, чем сами пробы. Важно оценить моторное развитие ребенка и собрать анамнез для видения полной картины.
С какими запросами чаще всего обращаются в нашем детском центре к нейропсихологам?
— ребенок не говорит, но все понимает;
— ребенок не реагирует на просьбы, не откликается на имя, но слух в норме;
— ребенок все время бегает, убегает на улице, кидается на дорогу, спрыгивает с карусели в момент движения;
— ребенок очень часто впадает в истерики, не слушается, капризничает;
— ребенок очень часто отвлекается, больше 30 секунд ничем не может заниматься;
— ребенок совсем «не видит» куда идет, сносит все углы, весь в синяках;
— учитель все время ругает в школе, ребенок не справляется, ошибки на письме, не успевает выполнять задания, попадает в конфликтные ситуации в школе, не может себя сдерживать;
— ребенок очень быстро устает, истощается (все анализы в норме);
— остро реагирует на шумы, одежду, запахи;
— путает право и лево, не может выучить цвета, дни недели, не запоминает буквы.
Нейропсихолог оценивает функциональную зрелость отделов головного мозга, выявляет состояние моторного и когнитивного развития (память, внимание, речь, мышление, развитие навыков письма, счета, чтения), межполушарной асимметрии и взаимодействия, функций переключения и саморегуляции. Также оценивает скорость прохождения нервного импульса, глубокой и поверхностной чувствительности (проприоцептивной и тактильной), наличие проблем обработки других сенсорных систем (вестибулярной, слуховой, зрительной, обонятельной, вкусовой).
Исходя из выявленных особенностей прописывается программа по восстановлению и развитию слабых функциональных звеньев.
Все нейропсихологические упражнения направлены на восстановление и развитие структур головного мозга, улучшение владением телом, улучшение когнитивных и, в особенности, речевых функций. Как следствие улучшение коммуникативных функций, психологического состояния ребенка и поведения.
Работа нейропсихолога отражается на всех аспектах жизни ребенка, даже тех, о которых родители не предполагали, но важна систематическая работа. Часто в районе 8-16 занятия у ребенка происходит откат, это обусловлено перестройкой нервной системы, затем все нормализуется и улучшается.