Домашние задания логопеда можно разделить на несколько уровней с учетом момента работы над звуком: постановка, автоматизация в слогах и словах, автоматизация во фразе и связной речи.
В работе логопеда есть еще этапы работы над звуком, но на них либо не дают домашние задания, либо что-то конкретное для данного ребенка.
Отдельно выделяются работа над грамматикой, лексикой и фонематикой. Здесь все просто с домашним заданием: выполнил и убрал тетрадь как в школе.
Рассмотрим подробнее этапы работы со звуком.
До момента появления чистого изолированного звука обычно домой дают упражнения на разработку мышц артикуляционного аппарата, эти упражнения желательно выполнять 2-3 раза в день максимум по 5 минут.
Как только звук не вызывает у ребенка трудностей, его дают на отработку домой родителям. Упражнения записаны в тетради, это либо речевые игры, либо просто слова для отработки. Домашнее задание можно разбить на несколько раз, либо повторить несколько раз одно и тоже. Важно, чтоб ребенок мог до автоматизма довести отрабатываемый звук, для этого важны многократные повторения.
Как только логопед переходит к отработке в словосочетаниях и фразе, можно начинать поправлять его в связной речи, эта работа полностью возлагается на родителей. Здесь важна методичность. Внутренний контроль редко развит на столько, чтоб ребенок мог целиком отслеживать свою речь. Дополнительно даются упражнения на отработку звука во фразе, а далее в тексте.
Важно понимать, что ребенок у логопеда на занятиях находится час в неделю, за это время невозможно быстро ввести звук в речь, очень многое зависит от заинтересованности и включенности родителей. Если не выполнять домашние задания, логопед автоматизирует звук, но времени потребуется в разы больше. Мы очень рады, когда родители нам помогают, результаты появляются очень быстро, заинтересованность ребенка и мотивация появляется пропорционально его успехам.
Не забывайте хвалить ребенка даже за маленькие результаты в работе над его речью.