Если ребёнок не умеет читать…

Научение чтению – важный период для каждого ребёнка и его родителей. Но в процессе обучения ребёнок сталкивается с множеством трудностей.

Одни причины этих трудностей обусловлены возрастными рамками; другие, ошибками, которые допускаются в процессе обучения; третьи, связаны с нейропсихологическими нарушениями.

Зачастую, родители пытаются ускорить момент научения чтению, ориентируясь на своих знакомых и рекламные буклеты новомодных технологий, обещающих научить читать в 2 года. Однако, незрелость психических процессов не позволяет продвинуться далеко в этом трудном процессе, ребенок оказывается просто не готов к пониманию технологии чтения. Даже если ребенок выучит буквы, он не сможет перейти к слоговому этапу, не сможет понять смысла прочитанного слова, не сможет правильно поставить ударение, и уж точно, не вспомнит предыдущее слово. Основными причинами этого являются неразвитость фонематического слуха и недостаточный словарный запас.

Но это не значит, что ребёнка не стоит готовить к процессу чтения. Например, всем детям с трудностями со слоговой структурой и недостаточно развитой связной речью рекомендовано ранее обучение чтению, так как это способствует решению этих проблем.

Другая трудность, в неспособности научить ребёнка читать, состоит в неправильном процессе обучения. На первоначальных этапах обучения чтению для ребенка не существует разницы между понятиями буква и звук. В основе чтения лежит звук, для того, чтобы ребенок правильно переводил букву в звук необходимо изучение именно звуков каждой буквы алфавита, а не их название. Например, имя буквы «Бэ», но звук «Б»; имя буквы «Вэ», но звук «В» и т.д. Таким образом родители дотягивают, зачастую, до школы, а после нового года начинают судорожно искать репетитора. Это самая частотная проблема. Такой ребёнок есть в каждой группе нашего центра. Это выглядит так – «мэамэа», дети не в состоянии понять слово, которое они прочитали, а процесс переучивания отнимает в разы больше времени с сил, чем просто обучение чтению, даже незнающего ни одной буквы (правда, таких мы давно не встречали).

Ещё одной причиной, почему ребенок не читает, является обучение побуквенному чтению. Прочитывая слово, ребенок произносит каждый звук отдельно. Этот «способ» неправильного чтения является очень стойким, и его очень сложно исправить. Для того, чтобы у ребенка не возникло таких трудностей, необходимо изучение именно слогового чтения. Следует объяснить, каким же образом буквы сливаются в слоги. Первый согласный звук нужно протягивать, в дальнейшем соединяя его с гласной, не делая пауз.

Не всегда родители самостоятельно могут выявить и решить проблему с неспособностью начать читать. Есть ряд причин, которые перетекают в «дислексию» (нарушение процесса чтения). С этой проблемой самостоятельно справиться почти невозможно, необходима помощь опытного педагога, либо логопеда. Например, дети читают слева направо, переставляют буквы и слоги местами, не могут слить буквы.

Чтение – это сложная деятельность, в которой участвует большое количество психических процессов, таких как мотивация, слух, зрение, внимание, память, ориентация в пространстве и другие. Если у вашего ребёнка возникают какие-либо проблемы с чтением, то приходите к нам на занятия. Программа коррекции позволит справиться со всеми нарушениями в чтении, поможет улучшить технику чтения. Наши педагоги специально проходили обучение по решению данных проблем. Если ваш ребёнок ещё не умеет читать, то он сможет научиться у нас в центре. Записывайтесь, мы ждём вас!!!

А как же привить любовь к чтению у детей?

Чужой пример – заразителен. Пример родителей всегда перед глазами ребенка. Как же ребенок полюбит читать, если он не видит в руках у родителей книгу.

Все мы проходили этот этап, видя перед собой эталон для подражания. И мы можем помочь ребенку выбрать тот инструмент, который в будущем сделает его всесторонне развитым и успешным.

Золотова А.В. педагог «ЛЦ «БРиОР»